|
Замедляет ли алкоголь развитие старческого слабоумия?
Любой, кто ежедневно читает свежие газеты, вправе удивляться, почему мнение об углеводах, алкоголе, жирах – да, собственно, о целой уйме веществ и ингредиентов – постоянно меняется: вчера писали, что они полезны для здоровья, сегодня – что страшно вредны, а завтра опять напишут наоборот...
Пожалуй, больше всего путаницы с алкоголем: одни научные исследования свидетельствуют, что он предохраняет от инфарктов и инсультов, из других следует, что он разъедает печень или поощряет склонность к агрессии. Чем объясняется его противоречивый характер? Вот вам данные еще одного исследования, на примере которого мы рассмотрим, как происходят сбои.
Самая свежая работа, продолжающая долгую традицию исследований достоинств алкоголя – и обещающая стать сенсацией, – это статья исследователей-геронтологов из Университета Бари (Италия), опубликованная в номере журнала "Неврология" (Neurology) от 22 мая. В ней сообщается, что развитие старческого слабоумия у людей, которые умеренно потребляют спиртные напитки, может быть замедленным по сравнению с трезвенниками. Наблюдая в течение трех с половиной лет за группой пожилых итальянцев, 1445 из которых не страдали нарушениями мышления, а 121 страдали синдромом легкого когнитивного расстройства (ЛКР), ученые выяснили, что у подверженных ЛКР, выпивавших меньше "одной порции" алкоголя в день, синдром прогрессировал в сторону слабоумия на 85% медленнее, чем у тех, кто не пил вообще. У тех, кто пил больше, результаты были столь же неутешительны, как и у трезвенников. Ждите заголовков: "Спирт укрепляет мозг", "Пей по рюмке в день – и не впадешь в детство".
Беда в том, что исследователи из Бари, разумеется, не делали в своей статье столь категоричных выводов. Они лишь отметили, что одна рюмка в день, возможно, – возможно! – предохраняет от слабоумия. История подобных исследований показывает: когда исследователи просто наблюдают за большой группой людей, не прибегая к активному вмешательству, трудно разграничить воздействие алкоголя и роль других особенностей образа жизни. В статье в Neurology четко сказано: "Возможно, что от упадка когнитивных способностей предохраняет умеренный образ жизни как таковой (его конкретные особенности могут варьироваться в зависимости от культурных различий). Следовательно, от слабоумия предохраняет не непосредственное воздействие алкоголя или каких-то конкретных составляющих спиртных напитков".
Другими словами, вы можете сами, опираясь на здравый смысл и свой собственный жизненный опыт, объяснить, как связано употребление алкоголя с остротой ума, и данные неврологии вам вовсе не понадобятся. Семидесятилетние мужчины и женщины, регулярно выпивающие по рюмке вина, например, могут умеренно выпивать именно потому, что они в хорошей физической форме, едят здоровую пищу, не страдают серьезными болезнями и, соответственно, не принимают сильнодействующих лекарств, которые несовместимы с алкоголем, а также активно общаются с людьми – а все эти факторы, как и умеренное употребление спиртного, связаны, как доказали ученые, с сохранением остроты ума. Разумеется, когда исследователи изучают роль одного из этих факторов, они пытаются отграничить его от других. Но на практике это не всегда просто. Есть кое-какие этические проблемы, не позволяющие ученым насильно вливать в рот пациентам заранее оговоренные порции спиртного. Власть экспериментаторов над их подопытными ограничена, и остается измерять то, что удается.
Будем справедливы к ученым и научной прессе: они почти никогда не уверяют, что алкоголь – или любое другое вещество – бесспорно полезен для здоровья. Но научные статьи обычно пишутся с установкой на то, что читатели понимают: обусловленность – это еще не четкая причинно-следственная связь. Неспециалисты, бывает, не улавливают этой тонкости. А тонкость часто необходима для того, чтобы представлять такие исследования в истинном свете. Да, алкоголь все-таки может в какой-то степени предохранять от упадка когнитивных способностей. Употребление алкоголя в умеренных дозах, как выяснили ученые, снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, а здоровые сосуды могут замедлить развитие слабоумия. Авторы статьи отмечают, что, как показали некоторые эксперименты, этиловый спирт стимулирует выброс в кровь некого химического вещества, которое действует на мозг и, возможно, улучшает память; что есть связь между употреблением алкоголя и высоким уровнем "хорошего" холестерина, а следовательно, здоровыми коронарными сосудами; и что антиоксиданты, содержащиеся в вине (а именно этот спиртной напиток обычно пьют пожилые итальянцы), также могут усиливать когнитивные способности. Впрочем, вполне возможно, что тут действует совершенно иной механизм.
Учтите один простой факт: ученые, осуществившие это исследование, не утверждают, что доказали что-либо из вышеперечисленного. Это не умаляет ценности их работы: они впервые выявили связь между потреблением алкоголя и темпом прогрессирования от легкого когнитивного расстройства к слабоумию. Их выводы совпадают с заключениями других ученых, чьи исследования, проводимые в течение более длительного периода, также свидетельствуют, что умеренное употребление алкоголя, возможно, сопутствует пониженному риску впасть в детство. Для заголовка в желтой прессе все это, пожалуй, слишком заумно. Но, когда речь идет о подобных исследованиях, лучше обращаться к оригиналу и читать все от начала до конца.
Источник: Inopressa.ru
www.gradusnik.ru
24-05-2007
Медпубликации
Мужчины, испытывающие трудности с зачатием ребенка из-за низкого качества спермы, имеют шансы стать отцами с помощью ежедневных эякуляций. Хотя мужчинам, пытающимся завести потомство, часто советуют воздерживаться от эякулирования для сохранения количества спермы в нужном объеме, австралийские ученые утверждают, что на самом деле все наоборот и это только снижает мужскую способность к зачатию. Исследование Дэвида Грининга из Сиднейского Универс...
[9:51 22-10-2007]
10.08.2007 Воспаление кармана - это главное длительное осложнение после создания анастомоза при оперативном лечении язвенного колита. У 10% - 15% пациентов это воспаление приобретает характер хронического. Целью недавно проведенного исследования была оценка эффективности орального приема будесонида в терапии данного заболевания. 20 пациентам назначался препарат в дозе 9 мг/кг в течение 8 недель. Эффективность оценивалась с помощью си...
[15:03 10-08-2007]
Психологи из Университета Беркли и Университета Флориды предложили новую теорию, объясняющую, почему люди любят фильмы, которые эксплуатируют негативные эмоции - например, фильмы ужасов. До сих пор до конца непонятно, почему многие зрители тратят деньги на то, чтобы их пугали. Ранее были известны два наиболее популярных объяснения популярности "ужастиков". Первое гласит, что во время просмотра зритель на самом деле не пугается, а лишь испытывает...
[10:32 08-08-2007]
|